Рассказывает Негребецкий Вадим Витальевич, д.х.н., доцент, профессор РАН директор Института фармации и медицинской химии Пироговского Университета
Реверол, рекардин, масторин и тестолон – это низкомолекулярные гетероциклические соединения. Первые два принадлежат к одному классу, различаясь лишь в структуре одной из боковых цепей. Эти соединения применяются для снижения массы тела (как "жиросжигатели"), в то время как последние два, напротив, предназначены для увеличения мышечной массы.
Исходя из этого, механизмы их действия также различаются. Первые два вещества ускоряют метаболические процессы и аэробные реакции, в ходе которых происходит расщепление жиров и углеводов с высвобождением энергии. Последние два воздействуют на андрогенные рецепторы, в том числе в мышечной ткани, и, согласно данным литературы, действуют избирательно, в отличие от андрогенных стероидов.
Не все из этих препаратов прошли полный цикл клинических испытаний. Более того, тестолон вообще не одобрен для использования у людей. Возможные побочные эффекты, связанные с подавлением естественной выработки тестостерона, включают в себя снижение либидо, утомляемость, потерю мышечной массы, различные аллергические реакции и алопецию.
Поскольку полные исследования на людях не проводились, нельзя исключить возможность токсического воздействия этих препаратов, особенно при длительном применении. Прием этих веществ в течение 8-12 недель без клинических испытаний и наблюдения врача несет в себе серьезные риски.
Безопасное или относительно безопасное применение любого препарата требует особого внимания при наличии заболеваний печени, почек, сердечно-сосудистой системы, особенно после перенесенного онкологического заболевания или при подозрении на него.
Таким образом, очевидно, что подтвержденной информации о безопасности (отсутствии побочных эффектов) и низкой токсичности этих соединений недостаточно. Решение, принятое на правительственном уровне, о включении реверола, рекардина, масторина и тестолона в перечень сильнодействующих веществ представляется на данный момент единственно верным.
Вместе с тем, не стоит полностью исключать потенциал этих веществ. Дополнительные исследования, направленные на изменение области применения веществ, могут открыть новые направления их использования в медицине. Компьютерное моделирование показывает, что среди этих веществ есть потенциальные неопиоидные анальгетики, препараты для лечения рака поджелудочной железы и средства с противоишемическим действием.