Рассказывает Вера Борисовна Никишина, д.психол.н., профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы
Прежде чем рассматривать возможность введения каких-либо ограничений, необходимо тщательно проанализировать текущую ситуацию и оценить возможные последствия этих ограничений, а также способы контроля за их соблюдением. Сегодня мы видим, что более 85% детей младшего школьного возраста и более 95% подростков в стране активно социализируются в цифровой среде. У них уже есть определенный опыт в этой области, который может быть как контролируемым родителями, так и нет, но он уже существует. Эти возрастные группы уже сформировали потребность в таком формате социализации и видят в нем определенные преимущества. Более того, родители, как правило, предоставляют возможности для этого и в разной степени поддерживают этот процесс. Возникает вопрос, насколько эффективно можно ограничить уже сложившиеся способы социализации с помощью запретов. И, что не менее важно, каковы будут последствия таких ограничений? Психологически любой запрет вызывает стремление его обойти или преодолеть. Хорошо известно, что дети и подростки обладают изобретательностью в поиске способов обхода запретов. В таком случае система запретов обречена на постоянную игру в "догонялки": одни создают ограничения, другие ищут способы их обойти, первые ужесточают запреты, вторые находят новые лазейки. Огромное количество ресурсов тратится впустую, и возникает ключевой вопрос: зачем мы это делаем? Существуют ли альтернативные способы, кроме введения запретов, чтобы повысить привлекательность социализации вне цифровой среды? Мне кажется, именно этот вопрос должен стать приоритетным для прогрессивных законодателей. Почему цифровая социализация так привлекательна для детей и подростков по сравнению с реальным миром? Что можно сделать, чтобы повысить привлекательность реальной социальной среды для гармоничного развития детей и подростков? Как клинический психолог, я вижу риски и угрозы, связанные с бесконтрольным погружением в цифровую среду. Я наблюдаю, что шаблоны восприятия, общения и взаимодействия, сформированные в цифровой среде, не переносятся в реальный мир и создают множество проблем, в том числе и патологических состояний, у детей и подростков. Проблема, безусловно, существует. Но является ли запрет на данный вид социализации решением уже сложившейся тенденции и ее последствий? На мой взгляд, вопрос следует ставить иначе: как обеспечить конкурентоспособность и привлекательность нецифровой социализации, чтобы, по крайней мере, начало процесса социализации происходило именно в реальном мире, с минимальными рисками для когнитивного, поведенческого и психического развития ребенка.
Наш мозг развивался в направлении усложнения социального взаимодействия. Для полноценного развития ему необходима социальная среда, которая изначально существовала только в реальном мире. Современные поколения, выросшие в XXI веке, развиваются не просто в двух средах, а в условиях их постоянного взаимодействия. Этот уникальный опыт порождает множество рисков дезадаптации для нескольких поколений. Мы пока действуем методом проб и ошибок. Когда я слышу предложения об исключении детей из социальных сетей, я спрашиваю себя: как это будет реализовано? Например, через идентификацию пользователей. Но ведь существует множество способов обхода этой системы. Идентификацию за детей могут проходить боты или безответственные взрослые. Отключение коснется лишь части доступной социальной среды. Более вероятен вариант, когда будут определены территории, разрешенные и запрещенные для детей. Однако этот подход не решает основную проблему, которая нас беспокоит. Навыки коммуникации и социального восприятия, приобретенные в цифровой среде, не переносятся в реальный мир и не позволяют человеку нормально адаптироваться в нем. Именно в этом заключается суть проблемы. Мне кажется, что более разумным решением будет активизация социального взаимодействия детей с детьми и со взрослыми в реальном мире, а не простое введение запретов.
Травля, или буллинг, – явление, возникшее задолго до появления цифровой среды. Однако его распространение и интенсивность значительно усиливаются благодаря возможностям, которые предоставляет нам цифровое пространство. Фотография, текст или любой другой контент, компрометирующий ребенка или подростка, может распространиться в цифровой среде мгновенно, охватывая огромную аудиторию. В этом и заключается основная опасность травли и буллинга. Поэтому нельзя винить только цифровое пространство в существовании этой проблемы. Ее корни лежат в искажениях ценностей и межличностных отношений. Детское общение и взаимодействие нередко являются утрированной копией отношений, которые они наблюдают и воспроизводят. В связи с этим необходимо задаться вопросом: какие примеры для подражания видит подрастающее поколение в сфере общения и взаимодействия? Ведь негативные модели подражания усваиваются гораздо легче, чем позитивные. Для подражания негативной модели не требуется никаких усилий – она лишь вызывает удивленный вопрос: "А что, так можно?" Если можно, то почему бы и мне не попробовать? Если любая среда – цифровая или реальная – допускает и поддерживает негативные, агрессивные и деструктивные модели взаимодействия, то они и будут воспроизводиться. Например, можно спросить себя, какой видеоконтент набирает наибольшее количество просмотров? Наряду с милыми видео о котятах и щенках популярны ролики, содержащие агрессивный посыл. Такой контент гораздо проще для несформированного сознания подростка или ребенка младшего школьного возраста. Необходимо постоянно, многократно повторять нравственно-этические ориентиры, определяющие, что "хорошо" и что "плохо". Эта система ценностей должна быть поддержана большинством, чтобы на нее было легче ориентироваться. Запреты всегда вызывают желание их нарушить.
Я уверена, что подростки не будут ждать 14-летия, чтобы начать обходить запреты. Существует множество способов маскировки, и подростки осваивают их быстрее, чем старшее поколение. Получается, что догонять придется не тех, кому запрещают, а тех, кто запрещает. Если государство или законодатели готовы играть в эту игру в "догонялки", то это стоит учитывать. Однако, если мы изменим подход и заявим, что приоритетом является привлекательность реальной социальной среды, и будем создавать модели социального взаимодействия, основанные на реальном общении, поддерживая их цифровыми технологиями, то мы, скорее всего, достигнем желаемого результата. А желаемым результатом для нас является психическое здоровье подрастающего поколения, которое, на мой взгляд, сейчас находится под угрозой.