«Социальный мозг»: как нейроны помогают нам понимать друг друга и быть счастливее

«Социальный мозг»: как нейроны помогают нам понимать друг друга и быть счастливее
фото пресс-службы НИИ Пирогова

Рассказывает Екатерина Орлова, заместитель руководителя Института клинической психологии и социальной работы Первого Меда им. Н.И. Пирогова, кандидат медицинских наук, клинический психолог.

Помимо выдающихся умственных способностей, креативности и самосознания, человеческий мозг обладает еще одной важнейшей функцией, определяющей наше бытие – "социальным мозгом" или "social brain".

"Социальный мозг" – это нейронаучная концепция, базирующаяся на идее, что мозговые структуры человека эволюционировали для обработки информации, полученной при взаимодействии с другими людьми, тем самым повышая адаптацию к окружающей среде.

Концепция "social brain" открывает захватывающие перспективы изучения нейробиологических основ нашего поведения и закономерностей в общении с другими людьми. Человек – существо социальное, и эта идея касается не только биологии мозга, но и того, как мы строим жизнь в обществе, взаимодействуем и создаем общую культуру. Эти знания приближают нас к более глубокому пониманию себя и мира, а также к улучшению качества жизни через развитие социальных навыков и поддержание прочных межличностных отношений.

Впервые концепция "социального мозга" появилась в трудах зарубежных ученых более тридцати лет назад. На основе имеющихся данных они предложили выделить области мозга, отвечающие за восприятие социальных объектов, в отдельную систему. Значительный прогресс в исследованиях произошел благодаря нейровизуализационным методам, которые позволяют изучать мозговые области, связанные с социальным поведением, без инвазивных вмешательств. Эти технологии позволяют неинвазивно исследовать работу мозга и отслеживать активность различных областей при выполнении задач, включающих социальные стимулы. Это способствовало повышению интереса научного сообщества к исследованиям человеческого мозга и объединило специалистов из области естественных, психологических, социальных и других наук.

"Социальный мозг" – это результат миллионов лет эволюции, позволяющий успешно взаимодействовать друг с другом и включающий в себя несколько ключевых областей мозга, отвечающих за аспекты социальных взаимодействий. Согласно теории "социального мозга", предложенной британским антропологом Робином Данбаром, увеличение размера неокортекса у приматов, отвечающего за сенсорное восприятие, память, осознанность и др., напрямую связано с размером их социальных групп. Позднее, экстраполировав свое открытие на вид Homo Sapiens, Данбар определил количество социальных связей, которые человек может поддерживать одновременно – от 100 до 230 контактов. Количество лиц, с которыми мы можем поддерживать устойчивые социальные связи, ограничивается примерно 150 людьми – это среднее количество социальных контактов стало известно как "число Данбара". В то же время, ярким примером подтверждения концепции "социального мозга" служит увеличение размеров коры головного мозга у человека по сравнению с его ближайшими родственниками – приматами. На примерах современных приматов и предков человека можно наблюдать, как сложные социальные взаимодействия способствовали развитию более крупных и сложных мозговых структур.

Но что происходит в нашем мозге, когда мы общаемся с другими? Исследования показывают, что определенные области мозга, такие как префронтальная кора, амигдала и островковая кора, играют центральную роль в социальных процессах.

Способность быстро и точно распознавать лица, понимать выражения лиц и интонации голоса – важнейшая основа социальных взаимодействий. Амигдала и фузиформная извилина играют ключевую роль в распознавании лиц и эмоций.

Префронтальная кора отвечает за более сложные аспекты, такие как понимание намерений и установление социальных норм. Способность понимать, что другие люди имеют собственные мысли, убеждения, желания и намерения, которые могут отличаться от наших, является критически важной функцией для прогнозирования поведения окружающих и эффективного взаимодействия с ними. Префронтальная кора и височно-теменная область мозга активно участвуют в этом процессе.

Наше взаимодействие в социуме немыслимо без языковой коммуникации. Области Брока и Вернике, расположенные в определенных зонах мозга, отвечают за производство и понимание речи.

Одним из наиболее интересных аспектов "социального мозга" является эмпатия – способность чувствовать и понимать эмоции других. Эмпатия основывается на нейронных механизмах, позволяющих нам "зеркально" отражать эмоциональные состояния других.

Открытие уникальной группы нейронов, известных как зеркальные нейроны, стало важным событием в нейронауке последних лет. Исследования показывают, что, когда мы видим, как кто-то испытывает боль или радость, в нашем мозгу активируются те же области, что и у них. Это "зеркальное нейронное" поведение играет важную роль в формировании социальных связей и способствует проявлению альтруизма. Нейробиологические исследования показывают, что активация определенных участков мозга с помощью эмпатийных переживаний может способствовать нашему желанию помогать другим.

Наш мозг запрограммирован на стремление к социальным связям. Выброс окситоцина и других нейромедиаторов усиливает чувство привязанности и доверия к окружающим, способствуя построению и поддержанию социальных связей.

Понимание функционирования "социального мозга" открывает новые перспективы для исследований, направленных на улучшение нашего взаимодействия в социуме и поддержание психического здоровья. Современная наука предлагает различные подходы для развития социальных навыков, начиная от интеграции принципов уважения к эмоциональным потребностям других при воспитании детей и заканчивая психотерапевтическими методами и приемами.

Структуры "социального мозга" имеют глубокое значение как для индивидуального, так и для коллективного существования людей. Крепкие социальные связи способствуют повышению психологического благополучия, а поддержание комфортных социальных отношений напрямую связано с уменьшением уровня стресса и улучшением качества жизни. Социальная изоляция может привести к серьезным психическим расстройствам, и в этом контексте наш "социальный мозг" становится не только инструментом для взаимодействия человека с социумом, но и важным фактором нашего общего благополучия.

В последние годы с развитием информационных технологий и социальных медиа происходят значительные изменения в способах общения и взаимодействия. С одной стороны, цифровые технологии предоставляют новые возможности для общения и расширяют сеть социальных контактов. С другой стороны, они могут приводить к поверхностным связям и подрывать нашу способность к глубокому, непосредственному общению и эмпатии.

Исследования последних лет показывают, что виртуальное взаимодействие не всегда может удовлетворять наши эмоциональные потребности так, как это делают личные встречи. Новые формы коммуникации, такие как текстовые сообщения или видеозвонки, не всегда позволяют воспроизводить полную палитру "социальных сигналов", получаемых при живом общении. Это вызывает интересные вопросы о том, как меняется наш "социальный мозг" в условиях цифровой эпохи, и становится предметом для дальнейшего изучения учеными.

Социальный мозг – это не просто набор отдельных функций, а сложная и динамическая система, формирующая наше социальное поведение и определяющая наше место в обществе. Понимание принципов его работы имеет огромное значение для решения социальных проблем, улучшения психического здоровья и построения более гармоничного общества. Изучая его возможности и ограничения, мы можем лучше понять природу человека и развивать более устойчивые и гармоничные отношения в обществе. В конечном итоге, понимание и уважение социальных потребностей – это ключ к более здоровой и счастливой жизни.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру