По данным опросов SuperJob, каждый шестой российский ученик не любит школу, и эта тревожная статистика — лишь верхушка айсберга проблем, мешающих детям чувствовать себя комфортно в стенах учебных заведений. Как сделать так, чтобы учеба ассоциировалась с радостью, а не со страхом?
Шаг 1. Узнать, о чем молчат дети: скрытые барьеры к знаниям
Такие мелочи, как забытая тетрадь, неудобный стул, необходимость терпеть до конца уроков создают невидимые барьеры на пути к знаниям. Пока мы собираем ребенку "идеальный" ланч-бокс, ему мешают вещи, о которых стесняются говорить даже взрослые.
Согласно исследованию Доместос , в 5000 российских школ туалеты нуждаются в капитальном ремонте, из-за чего дети избегают посещения санузлов в учебное время. Отсутствие дверей, холодные помещения, постоянная нехватка самого необходимого — эти проблемы годами оставались без внимания.
Родители всё острее ставят этот вопрос, поэтому и коммерческие компании не остаются безучастными. Изменить ситуацию решился бренд Доместос, в 2019 году запустив инициативу "Терпеть нельзя учиться!". В рамках программы бренд ежегодно снабжает школы годовыми запасами чистящих средств, а также проводит ремонт санузлов в учебных учреждениях. За шесть лет эта инициатива помогла более чем миллиону школьников почувствовать себя комфортнее. Поощряя инициативу от образовательных учреждений, компания проводит конкурс фото- и видеоработ, в котором школы демонстрируют, как их сотрудники и ученики преображают пространство и создают комфортную атмосферу. До 14 апреля каждый желающий может внести свой вклад в эту программу, просто совершая покупки в "Ленте" — 1 рубль с покупки продукции Доместос автоматически направляется на улучшение школьных условий.
Шаг 2. Обеспечить доверительную атмосферу дома
Школа — второй дом, однако психологическое состояние ребенка зависит и от атмосферы в родных стенах. Доверительные отношения с родителями становятся тем фундаментом, на котором строится самоощущение школьника. К сожалению, многие взрослые неосознанно подрывают это доверие, задавая изо дня в день один и тот же бездушный вопрос: "Какие оценки?". Куда важнее проявить искренний интерес, спросив: "Что сегодня тебя порадовало?" или "Что запомнилось больше всего?" — так ребенок понимает, что ценны не только его успехи, но и переживания. Создайте традицию живого общения без гаджетов, где можно обсудить события дня и вместе найти решение проблем.
Шаг 3. Профилактика буллинга в школе
Тишина в школьных коридорах бывает обманчива — за ней может скрываться настоящая трагедия. Согласно глобальному отчету ЮНЕСКО, каждый третий школьник хотя бы раз становился жертвой или свидетелем травли, при этом большинство случаев остаются незамеченными педагогами. Буллинг начинается с мелочей — обидных прозвищ, намеренного исключения из игр. Эти "невинные" шалости, оставленные без внимания, быстро перерастают в систематическое насилие. Прислушивайтесь к своему ребенку и регулярно проводите беседы по распознаванию буллинга и самозащите, старайтесь быть на связи с классным руководителем не только по вопросам успеваемости, но и по вопросам эмоционального климата в коллективе. Школа, где замечают не только отличников, но и хулиганов с "тихонями", становится по-настоящему безопасным пространством для всех.
Шаг 4. Снизить сенсорную перегрузку
Постоянный шум, яркий свет и хаотичное движение в коридорах истощают нервную систему учеников. Простые решения родительского комитета могут значительно улучшить ситуацию: внесите предложение о создании "тихой зоны" в библиотеке с мягкими креслами, организации "зеленых островков" с растениями в классах, "минутках тишины" после активных перемен. Особенно это важно для младших школьников и детей с повышенной чувствительностью. Учителя отмечают, что после введения таких зон даже гиперактивные дети становятся спокойнее и внимательнее на уроках.
Психологический комфорт в школе складывается из мелочей: доверия дома, безопасной среды, чистых туалетов и внимания к потребностям ребенка. Ведь когда дети чувствуют заботу, они занимаются с удовольствием. "Учат в школе, учат в школе..." — пусть эти слова звучат как девиз, а не приговор.