Как дистанционное обучение повлияло на школьное образование в Костроме

Рассказывает Татьяна Викторовна Николаева, проректор Костромского областного института развития образования

Как дистанционное обучение повлияло на школьное образование в Костроме

Как вы помогали учителям перейти на дистанционный режим во время пандемии?

Мы действовали, как все регионы. Подготовили рекомендации для образовательных организаций, провели обучающие вебинары по организации обучения на местах. Время на подготовку у нас было: в запасе мы имели каникулярный период и неделю, которую нам дали на каникулы дополнительно. Обучающие мероприятия были проведены, но сам процесс начался с технических проблем: все стали массово обращаться к федеральным платформам и к нашей системе «Сетевой город. Образование», которая используется в регионе всеми образовательными организациями. Они не выдержали нагрузки, которая на них обрушилась. В регионе пришлось расширить каналы связи, чтобы увеличить их пропускную способность. На федеральном уровне тоже сработали оперативно, обеспечив подключение большего количества учеников к своим ресурсам. За неделю-две всё вошло в рабочий режим. Все адаптировались, выбрали модели обучения и стали их использовать.

Какие ресурсы вы использовали?

Мы использовали, наверное, те же сервисы, что и остальные регионы. На первом месте у нас Учи.ру, потом Яндекс.Учебник, Российская электронная школа – это были самые используемые сервисы. Кроме того, учителя организовывали занятия в формате онлайн с использованием платформ Zoom, Skype, различных мессенджеров. Подходы учителей отличались, были выстроены разные модели обучения.

Татьяна Викторовна Николаева , проректор ОГБОУ ДПО "КОИРО"

С Яндекс.Учебником мы плотно начали сотрудничать в прошлом году. Регион подписал соглашение, началась целенаправленная работа с учителями. К моменту, когда пришлось перейти на дистанционное обучение, у нас уже были подготовлены и обучены муниципальные тьюторы, были задействованы школы, где учителя осваивали данный ресурс. Опыт был, и дети уже использовали эту платформу, поэтому учителя работали с тем, с чем они знакомы.

С помощью Яндекс.Учебника мы смогли больше внимания уделить практическим задачам. Объяснял материал всё равно учитель, а множество задач и упражнений по русскому языку, математике, окружающему миру бралось из Яндекс.Учебника. Шла отработка умений, которые были сформированы в процессе изучения того или иного материала. Ну и, конечно, очень важно, что проводился автоматический контроль тех знаний и умений, которые сформировались у обучающихся. Это нужно учителю, чтобы объективно оценить ребёнка.

Учителя перестраивались на ходу, если что-то не получалось, они искали другие варианты, другие модели обучения.. Особенно тяжело пришлось учителям начальных классов, потому что дети здесь были менее подготовлены к самостоятельной дистанционной работе. Но за счёт онлайн-встреч, различных обучающих видеоматериалов, тренажёров и практических работ всё получилось. Хотя, конечно, было сложно и учителям, и ученикам, и родителям в этот период.

Программу «Я Учитель» мы тоже использовали. С ней начали работать ещё до перехода в дистанционный формат. Сначала с этой программой познакомились тьюторы, потом они стали привлекать учителей, подключая их к тем дистанционных курсам и модулям, которые были предложены. Поэтому мы знакомы однозначны и наши учителя используют это в своей деятельности.

Что дал учителям региона опыт дистанционного обучения?

Новый опыт учителя непременно будут использовать в своей работе. Знакомство с цифровыми платформами будет использоваться однозначно. Теперь наряду с традиционным форматом обучения будут использоваться и электронные ресурсы и платформы, но использовать их все будут по-разному. Кто-то – в рамках домашних заданий, кто-то – в процессе классной работы (особенно те школы, которые получат оборудование по нацпроекту «Образование»). Впрочем, учителя и раньше использовали цифровые ресурсы, только этот опыт был не массовый, а теперь количество таких случаев возрастёт.