Костромская область: как действительно выглядят показатели цифровой доступности для региона

Костромская область: как действительно выглядят показатели цифровой доступности для региона

Насколько правильно оценивать показатели цифровой доступности регионов без учета местной специфики и густонаселенности местных территорий? На этой неделе ряд средств массовой информации и телеграм-каналов опубликовали рейтинг субъектов РФ по уровню доступности и использования населением цифровых сервисов. Однако, по оценкам специалистов, позиции в рейтинге нескольких регионов, в том числе, и Костромской области, не отражают реального положения дел и абсолютно не учитывают местную специфику.

В недавнем рейтинге была проанализирована доступность основных цифровых сервисов в регионах России. Оценивалось, есть ли в столицах и во вторых по численности городах регионов основные цифровые сервисы, в частности, агрегаторы такси, доставка еды и продуктов, каршеринг, пункты выдачи заказов и др.

В методологии исследования отмечается, что за наличие тех или иных сервисов ставили регионам баллы, а также учитывали разницу развития регионального центра и второго по численности города. «Если во втором городе нет проката электросамокатов, а в столице есть, то это не так плохо, как отсутствие во втором городе пунктов выдачи заказов или агрегатора такси. Это позволило оценить (не)равномерность развития регионов», - отмечают создатели рейтинга.

Отметим, что все представленные в исследовании услуги развиваются именно там, где востребованы и где есть клиенты. Костромская область раскинулась с запада на восток почти на 500 км, но крайне негусто населена. Разрыв между муниципальными районами и областным центром, Костромой, кратный, и число клиентов возможных цифровых сервисов также распределено крайне неравномерно. Поскольку операторами подобных сервисов в основном являются крупные федеральные компании, то они зачастую просто не выбирают небольшие города для развития и более активного внедрении своих цифровых продуктов.

Так, доставка еды востребована, в первую очередь, в крупных городах. Для Костромской области - это лишь областной центр. В следующих после Костромы по величине населенных пунктах популярность подобных сервисов не высока, поскольку у людей дом, как правило, расположен рядом с работой, либо население работает на местных производствах, в частности, деревообрабатывающих, расположенных в отдалении от города. Кроме того, доставкой еды в муниципальных образованиях Костромской области занимаются региональные торговые сети, которые уже зарекомендовали себя среди населения.

Пункты выдачи заказов Ozon сегодня представлены в каждом городе региона, и даже поселках – районных центрах. Вместе с тем, Wildberries, Яндекс.Маркет пока есть не везде, поскольку не везде готовы выдерживать конкуренцию с Ozon. В региональном департаменте экономического развития отмечают, что свободные помещения для открытия новых пунктов

выдачи заказов в муниципалитетах есть, никаких препятствий для работы нет, однако на сегодняшний момент сами операторы данной услуги не видят в этом выгоды в связи с невысокой численностью населения.

Говоря о таких цифровых сервисах, как каршеринг, то они в первую очередь востребованы в мегаполисах, а не небольших городах. Пока данный бизнес неохотно заходит на территории регионов с небольшой численностью населения. Это касается и услуги проката самокатов, которая в летний сезон пока есть только в Костроме.

В связи с этим хочется отметить, что подобные исследования доступности цифровых сервисов и ранжирование субъектов необходимо, все-таки, тесно завязывать на региональной специфике. На данный момент для таких регионов, как Костромская область, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ актуальность подобных сервисов, особенно в небольших городах, не слишком высока. Люди имеют к ним доступ, но просто не пользуются. Да и сам бизнес не спешит развивать их там, где по их оценке это не выгодно.

В целом, можно отметить, что Костромская область неплохо продвинулась в цифровизации региона за последние годы. Сегодня все населенные пункты региона с численностью населения более тысячи человек, входят в зону уверенного приема сетей связи третьего поколения 3G. А сети 4G (LTE) доступны жителям всех городов и районных центров. Все необходимые социальные услуги также доступны людям в электронной форме.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру