В посёлке под Костромой жители постигают азы создания святых образов

В преддверии празднования 1030-летия крещения Руси корреспондент «МК в Костроме» узнал, как на костромской земле работает единственная в России народная школа иконописи, кто становится её учениками и что самое важное в написании образов православных святых.

В посёлке под Костромой жители постигают азы создания святых образов
фото: dhsh-krasnoe.ru

В XVII веке Костромская земля считалась одним из иконописных центров православной России. Местных мастеров очень почитали и приглашали расписывать храмы по всей стране. Их работы ценились за высокую художественность и тонкую отделку. Спустя три с лишним столетия традиции чтут и сохраняют: сегодня в регионе работает народная школа иконописи. Курсы открыты в 30 километрах от областного центра, в посёлке Красное-на-Волге. Здесь богоугодному делу обучаются все желающие. Уроки организованы при местной художественной школе, однако профессиональных навыков рисования от учеников не требуют.

фото: krasnoenews.ru

Учебный год в красносельской школе иконописи длится с сентября по май. За это время ученики успевают постичь несколько предметов. В списке дисциплин: техника письма, православие и церковнославянская азбука. За партами – люди разных профессий и возрастов. Всех объединяет приобщённость к церкви и добрые помыслы. Преподает мастерство Александр Кошельков. Знания в написании ликов он получил в Серафимовском братстве Костромской епархии Русской православной церкви. 

фото: krasnoenews.ru

В руках кисти, перед работой – молитва. При написании ликов святых главное - внутреннее отношение к работе, ведь икона - это образ Божий в самом человеке. В мастерской царит атмосфера набожности и чистоты, не допускаются ни ссоры, ни бранные слова. Стоит нарушить равновесие, и работу приходится начинать сначала. 

«Человек, пишущий икону, по духу и настроению похож на священника, который служит литургию. Параллель есть и в том, что иконописные каноны для иконописца – как богослужебный устав для священника», - говорит наставник начинающих творцов Александр Кошельков.

Удлиненные, изысканные пропорции фигур, подчеркнутая грация, плавный рисунок, чистый колорит, придающий иконам особую гармоничность, - такими получаются лики в исполнении учеников костромской школы древней иконописи. Каждый из них перед работой читает молитву, а на протяжении всего года ходит в церковь и соблюдает посты. Пройдя первый курс и написав свою первую икону, многие остаются заниматься в школе и на следующий год создают более сложные образы. 

фото: dhsh-krasnoe.ru

«Изображение святого - это отображение внутреннего мира человека и того, к чему нужно стремиться. Образ необходимо написать так, чтобы людям хотелось помолиться ему, открыть сокровенное... Если у ученика есть какие-то сомнения, или он не может определиться в своем отношении к Богу, то пройдя курс в нашей школе, он определяется. Были случаи, когда после классов люди воцерковлялись сами и воцерковляли своих близких», - рассказывает Александр Кошельков.

В работе используются только натуральные материалы: доски из липы, льняная паволока, глина, золото и минералы. В приоритете - красные и жёлтые оттенки. Готовую работу покрывают олифой. Принятый в школе метод письма следует традициям русско-византийской иконографии XIII–XVI веков.

фото: krasnoenews.ru

Каждая икона, созданная в народной школе, проходит обязательный обряд освящения и остаётся у автора. Иконописцы распоряжаются ими, как пожелают: жертвуют храмам, дарят родным или ставят в домашние иконостасы. За 8 лет работы учениками иконописной школы стали более сотни человек.

В 2015 году, на пятилетие курсов, иконописную школу посетил митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт. Владыка благословил учащихся на труды во благо православной церкви. Подопечные Александра Кошелькова подарили митрополиту икону Архангела Михаила, а одна из учениц школы пожертвовала костромскому храму образ Пресвятой Богородицы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру