В Костромской области увековечили имя земляка, погибшего на атомной подводной лодке

Работа поисковой группы «Морской вахты памяти» продолжается

Выпускник Николо-Шангской средней школы в Шарьинском районе моряк - подводник, старшина 1 статьи Александр Бусарев погиб в апреле 1970 года на атомной подводной лодке «К-8», охранявшей северные границы страны в Атлантическом океане. Вместе с ним погиб еще 51 человек. И только недавно стали известны подробности этой страшной трагедии.

Работа поисковой группы «Морской вахты памяти»  продолжается
Фото из архива Юрия Кокоулина

Под грифом «совершенно секретно»

АПЛ «К-8» была первой потерей советского атомного флота. Она погибла в канун 100-летнего юбилея В.И. Ленина, в День космонавтики. На историю был наложен гриф «совершенно секретно». Следственная комиссия установила, что действия командира и экипажа были безукоризненны. Все погибшие члены экипажа были представлены к ордену Красной Звезды. Командир удостоен звания Герой Советского Союза. Но награды семьям  героев до сих пор остались не врученными, даже орденские книжки переданы не всем.

В 1974 году в Гремихе Мурманской области на территории военно-морской базы, на самой высокой сопке, установлен памятник подводникам, погибшим в океане. В г. Мурманске в Книге памяти погибшим в годы «холодной» войны на море также есть фамилия Бусарева А.С. В  Санкт-Петербурге в Центральном Морском Никольском соборе открыта мемориальная доска, где золотом выбиты имена подводников «К-8». Ежегодно 12 апреля в Никольском соборе собираются оставшиеся в живых члены экипажа и родственники погибших  на АПЛ «К-8». Но на малой родине о героях-подводниках АПЛ долгие годы было почти ничего не известно.

46 лет назад, в мае 1970 года в поселок Варакинский в дом семьи Бусаревых Сергея Антоновича и Екатерины Ивановны приехали военные моряки с известием о гибели сына, старшины 1 статьи сверхсрочной службы Александра.

Фото из архива Юрия Кокоулина

В извещении говорилось, что «Бусарев Александр Сергеевич, 1945 года рождения, призванный в ряды ВМФ 14 сентября 1964 года Шарьинским РВК Костромской области, находясь в море, 10 апреля 1970 года погиб при исполнении служебных обязанностей, до конца выполнив свой долг перед Родиной. Похоронен 12.04.1970 года в море».

Моряки, ничего более не рассказывая, уехали. Тогда убитые горем отец и мать не могли даже предположить, что такие извещения получили 52 семьи. В местном военкомате сказали, что распространяться о случившемся не нужно.

Помочь восстановить историческую справедливость по отношению к памяти героев-подводников, погибших в океане, взялась поисковая группа Санкт-Петербургского университета морского и речного флота им. адмирала  Макарова «Морская вахта памяти»,  которой руководит доцент университета и очень неравнодушный  человек  Марина Анатольевна Русина. Поисковую группу поддержали ветераны-подводники 7 дивизии СФ и Совет родственников погибших на АПЛ «К-8».

  «Проверяло на мужество нас беспощадное море…»

По свидетельству очевидцев и документам известно: 8 апреля АПЛ «К-8», возвращаясь с боевой службы, находилась на глубине 160 метров. Она следовала в северо-восточную часть Атлантики по новому заданию. В 22.30 возник пожар в 3 и 7 отсеках практически одновременно. В этот момент старшина 1 статьи Бусарев А.С. находился в носовом отсеке. Сигнал аварийной тревоги застал его на боевом посту.

Командир Бессонов В.Б. дал приказ на всплытие. Все надеялись, что с огнем справятся. Но в 7 отсеке горела регенерация, давая температуру до 3000 градусов.

Четверо офицеров боевой смены главной энергетической установки остались на пульте управления реактором. Ценой своей жизни они заглушили его, понимая, что пути назад нет. По громкой связи офицеры передали: «Прощайте, реактор заглушен». Но это было только начало трагедии.  Четверо суток экипаж боролся с огнем. Старшина 1 статьи Бусарев был одним из тех, кому удалось подняться наверх. При перекличке выяснилось, что при борьбе с огнем погибло 30 человек. 16 из них вместе с товарищами поднимал из задымленных и загазованных отсеков Александр Бусарев. Это само по себе было опасно, так как воздух в дыхательных аппаратах был на исходе. 14 человек найти так и не смогли. Они остались лежать в задраенных отсеках.

9 апреля утром подводники увидели канадское торговое судно. Несмотря на сигнальные ракеты, это судно, не оказав помощи, удалилось. Но зато вскоре над беспомощной АПЛ, лишенной хода и связи, стали летать самолеты НАТО. Они пикировали с ревом, пролетая прямо над лодкой, скидывали резиновые буи, делали фотографии лодки. Эти снимки, переданные много позже, стали документальными свидетельствами о терпящей бедствие лодке.

10 апреля на горизонте показался болгарский сухогруз «Авиор». Подводники выстрелами из ракетницы привлекли его внимание. Капитаном болгарского сухогруза «Авиор» был русский - Рэм Германович Смирнов. Благодаря умелым действиям двух капитанов и экипажей была налажена связь с Москвой. На АПЛ переправлены вода и теплые вещи. На сухогруз отправлены наиболее пострадавшие подводники. Начинался шторм. Сухогруз «Авиор» развернулся бортом к волне, защищая АПЛ своим корпусом. Но лодку все равно заливало. Волны перекатывались через корму, и от обшивки шел пар. Внутри продолжало бушевать пламя.

Только 11 апреля стали подходить первые суда торгового флота, которые приняли сигналы бедствия. Они не были специализированными спасателями. Драгоценный воздух высокого давления на субмарине к тому времени уже был весь истрачен, пополнить его запасы было неоткуда, продуть балластные цистерны было нечем.

Были мнения, что лодка может затонуть, но пришел приказ: «буксировать АПЛ». Целый день прошел в тщетных усилиях. Канаты рвались от бешеного ветра. Над Атлантикой бушевал шторм «Флора». Вечером было решено оставить буксировочную команду, а остальных членов экипажа переправить на стоящие рядом суда.

На борту «К-8» остались 22 годных по состоянию здоровья и нужных по специальности подводника. Среди них был старшина 1 статьи Бусарев Александр Сергеевич.

Можно было сослаться на плохое самочувствие и не сделать шаг вперед, но матросы и старшины «К-8» были дети послевоенного поколения, воспитанные на подвигах своих отцов и дедов. Разве могли они поступить иначе? Ведь АПЛ «К-8» в этот момент была для них частью Родины.

Ночью 12 апреля в воздух взмыла сигнальная ракета. Корпуса стоящих рядом судов содрогнулись от сильного гидравлического удара. АПЛ, набравшая воду в кормовые отсеки до критической отметки, ушла на глубину почти 5 км. Из океана при бушующем 9-бальном шторме спасти из 22 подводников не удалось никого. Один из спасателей схватил за руку безжизненное тело командира Бессонова, но следующей волной его отбросило в сторону. В руке у спасателя осталась книжка «Боевой номер», в которой был список оставшихся на АПЛ подводников. В этом списке есть и фамилия старшины 1 статьи Бусарева А.С., который погиб не 10 при пожаре, а 12 апреля в числе добровольцев буксировочной команды.

Совсем как в песне о моряках-подводниках:

«Проверяло на мужество нас беспощадное море,

И над лодкой сомкнулась ледяная вода…»

Радиационный фон в точке гибели АПЛ до сих пор остается в норме, значит, экипаж выполнил свой воинский долг до конца. Старая Европа была спасена от возможного ядерного заражения.

             «Знаете, каким он парнем был…»

Отдать дань памяти моряку-герою в Николо-Шангскую школу прибыли представители  Санкт-Петербурга, Костромы, Шарьи, родственники погибшего, его одноклассники и друзья. Мужчина, сидевший впереди меня, то и дело подносил руку к глазам, вытирая слезы. Как оказалось потом, это был младший брат Александра - Леонид. Из большой семьи Бусаревых, в которой было пятеро детей,  Александр - старший, в живых остался он один. Ничего не известно, где живет сын Александра - Олег, после смерти бабушки Екатерины связь с ним утеряна. На момент гибели отца мальчику было около года. И то сказать - прошло почти полвека…

Фото из архива Галины Старковой

Присутствующие на дне памяти посмотрели видеофильм, составленный по фотографиям, документальным фактам. Глаза блестели от слез у многих.

Руководитель поисковой группы «Морская вахта памяти» М.А. Русина в своем выступлении сказала: «Моряки - герои достойны своего Отечества, но и Отечество должно быть достойно своих героев».

Недоумение и боль у всех присутствующих  вызывали такие факты: одна из матерей  погибших моряков 23 года ходила в военкомат за наградными документами.  «Бездушие под знаком секретности», - скажет позднее по этому поводу Ю.В. Кокоулин, руководитель  шарьинского Клуба военных моряков.  Сам он человек очень неравнодушный,  хороший организатор, взявший на себя немалую часть забот по увековечиванию памяти   моряка- героя Александра Бусарева на родине. Огромную работу провела  также руководитель группы «Поиск» Николо-Шангской школы заслуженный учитель России Е.П. Якушева.

Фото из архива Галины Старковой

С волнением слушали присутствующие одноклассника Александра Бусарева - Владимира Жителева:

- Саша был не только надежным другом, но и очень талантливым человеком, своей энергией умел зажигать других. Учился хорошо. В школе работали многочисленные кружки, жизнь просто кипела. На всю округу был известен школьный духовой оркестр, а четверо одноклассников создали квартет, я играл на трубе, Саша за короткое время освоил тромбон и играл на нем очень слаженно. Был прекрасным танцором. Мы  часто выступали с концертами.  Дружно работали в ученической производственной бригаде, а по окончании школы всем классом пошли в родной совхоз. Это был почин один из первых в области.

С Сашей мы потом переписывались. Письма были бодрые, с чувством юмора. Вот выдержка одного из них: «Ну вот пока и все, Вова с Ростова. Твой друг Саша, но не с Уралмаша, а оттуда, где Шанга наша».

Другой его друг в своих воспоминаниях написал: « О гибели Саши я узнал два года назад из Интернета. А до этого совсем не верилось, что Саши нет. После этого известия он мне часто снится, говорит, что жив. Да, жив! Герои не умирают, а остаются в памяти навечно».

Следует добавить, что класс, где учился Саша, вписал одну из самых замечательных страниц в историю школы.  Во многом это благодаря директору школы,  первому  в Костромской области  народному  учителю А.А. Ковалеву. Николо-Шангской школе присвоено его имя, а перед школой установлен бюст.

О том времени, когда весь класс после окончания школы остался работать в совхозе, с большим теплом вспоминает Валентина Баскова (Балакушева), одноклассница Александра Бусарева: Работали в полеводстве, косили траву, метали стога, убирали зерновые. Все воспоминания и сейчас отзываются  в душе радостными чувствами. День упорно работали, а вечером -дружно в Дом культуры. Жители подшучивали: «Вон коммунары идут!»

Работали в две смены на зернотоке. Какие же внимательные были наши мальчики! Лежим мы в небольшой перерыв в ночную смену прямо на теплом зерне под навесом, вдруг на нас посыпались яблоки через забор. Это Саша Бусарев и другие ребята пришли навестить нас с таким сюрпризом.

Мы встречаемся в школе через пять лет. Прошло уже десять таких встреч, которые показали, что мы молоды душой, что не зря прожиты лучшие годы юности, закалившие наши характеры и воспитавшие в нас лучшие человеческие качества. Мы гордимся тем, что рядом с нами рос и мужал такой замечательный человек, герой-подводник Александр Бусарев.

Вот и я, автор этой публикации и также выпускница Николо-Шангской школы, помню этот дружный  класс и горжусь тем, что знала и помню Сашу Бусарева, моряка-героя.

В завершение торжественного траурного мероприятия в  вестибюле  школы была установлена мемориальная доска. Остается глубоко сожалеть, что это было сделано не много раньше. И тогда бы тысячи  учеников школы могли знать, что герои выходят и вот из таких  школьных стен. Но хорошо, что это будут знать последующие поколения.

Обращение к участникам торжественных мероприятий по увековечению памяти старшины 1 статьи А.С. Бусарева прислал директор российского государственного военного историко-культурного центра при правительстве Российской Федерации В. Фетисов. Его зачитал руководитель клуба военных моряков Ю.В. Кокоулин. Там есть такие слова: «Ваши торжественные мероприятия - еще одно подтверждение, что для нашего народа дорога память о каждом ее герое, о каждом защитнике  Отечества, какую бы скромную служебную должность он ни занимал, но в критический момент до конца исполнивший свой долг».

На следующий день, 29 октября, на родине Александра Бусарева в поселке Варакинском  был установлен памятник и захоронена капсула с водой, взятой с места трагедии, где на глубине почти 5000 метров покоится  атомная подводная лодка «К-8». Это 31-е захоронение по увековечению памяти моряков-героев. 

И работа поисковой группы «Морской вахты памяти» продолжается. Об этом рассказывает газета «Голос народа - Кострома» (№ 46 от 16 ноября 2016 года).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Памятник моряку-герою через… 46 лет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру